Ответственный ребёнок – это ребёнок, который умеет отвечать за свои действия и поступки, выполняет требования родителей. Ответственный ребёнок может контролировать выполнение своих заданий, учитывать ошибки и принимать их вину на себя, осознает свои обязанности в меру своих сил и возможностей и возраста. Ответственность воспитывается с ранних лет жизни, а в школьные годы она уже должна окончательно сформироваться. С раннего возраста родители должны следить внимательно, как ребёнок выполняет поручение, помогают ему, если необходимо и учат анализировать последствия действий.

Для воспитания ответственности у детей требуются три условия. Первое условие – это различные совместные занятия детей и родителей, во время которых родители формируют у детей интерес к делу, помогают детям поверить в собственные силы, учат детей выполнять задание в срок, планировать результаты. Воспитывают в детях самостоятельность и настойчивость.

Важность условия состоит в том, что с помощью родителей дети учатся преодолевать трудности, а совместный труд повышает интерес детей к неинтересным, но нужным заданиям. Наиболее успешному воспитанию способствует и искренняя заинтересованность родителей в делах детей и в их успехах.

Второе условие и наиболее важное — это постепенное делегирование ответственности за выполнение задания на самого ребёнка. Здесь нужно помнить, что процесс становления ребёнка ответственным очень медленный и еле заметный. И родителям также нужно приготовиться к тому, что на первом этапе у ребёнка будет много затруднений и неприятностей. Поэтому, необходимо научиться избегать конфликтов с ним на данном этапе. Подробно, как это сделать, вы узнаете на сайте http://dettka.com/vliyanie-konfliktov-mezhdu-roditelyami-na-detej/.

Воспитание ответственности у детей: личный пример

Однако, здесь важно знать два основных правила. Первое: если родители берут долю ответственности ребёнка на себя за выполнение его задания, его доля на столько же уменьшается. Второе: привычные приёмы воспитания – упрёки, никак не воспитывают ответственность.

Третье условие – это личный пример родителей. При воспитании нужно учитывать, что ребёнок получает информацию от родителей по нескольким каналам: вербальным и невербальным, а также оценивая их поступки и действия в стандартных и нестандартных ситуациях.

Если то, что говорят родители, расходится с их мимикой, жестами, интонацией и тем более поступками, усвоено не будет. Родительские монологи станут лишь пустой тратой времени. Соответственно, прежде, чем начинать учить ребёнка достигать результатов, выполнять поручения, учитывать последствия, родители должны уметь делать это сами превосходно.

Научить ответственности можно и нужно. Только нужно понимать, что процесс это начинается в раннем возрасте, процесс этот длительный, увидеть конкретные результаты сразу не всегда удается. Для развития ответственности помогает совместное времяпрепровождение и обязательно совместные занятия. Нужно учиться постепенно больше доверять ребёнку при выполнении заданий и уменьшать контроль.

При воспитании ответственности у детей нужно постоянно анализировать свои действия и поступки и понимать, чему вы учите ими своих детей.