Следует считать, что психика представляет собой свойство мозга: «Ощущение, мысль, сознание есть высший продукт особым образом организованной материи». Следовательно, органом психической деятельности является головной мозг.

В противоположность этой материалистической точке зрения буржуазные философы-идеалисты считают, что, наряду с мозгом, существует особая «душа». По их мнению, она самостоятельна и не зависит ни от окружающей среды, ни от организма человека, но управляет его мыслями, чувствами и волей.

Идеалистическое толкование сущности психики является в корне неправильным, оно противоречит опыту и всем накопленным знаниям человечества. Для того, чтобы правильно понять сущность нарушений психической деятельности, необходимо хотя бы кратко ознакомиться с основными психическими процессами в их нормальном течении.

Все психические процессы условно могут быть подразделены на три основные группы, хотя все они неразрывно, связаны между собой и представляют различные стороны единой психической.

Деятельности человека:

  1. интеллектуальные процессы, обусловливающие познавательную деятельность человека;
  2. эмоциональные процессы, благодаря которым проявляется отношение человека к окружающим его явлениям и к самому себе;
  3. волевые процессы, которыми обусловливается деятельность человека.

Познавательная деятельность начинается с ощущения, в результате которого отражаются в головном мозгу отдельные свойства окружающих явлений и предметов. Человек ощущает звуки, цвета, запахи и т. п. благодаря органам чувств: слуха, зрения, обоняния и т. д.

Следующим этапом познавательной деятельности человека является восприятие, которое отражает не только отдельные стороны (качества) предметов и явлений, но и совокупность их различных качеств, т. е. целостные образы этих предметов. Например, восприятие дерева складывается из совокупности ощущений размера, цвета, формы. Воспринятые образы закрепляются, сохраняются в мозгу. Такие образы ранее воспринятых предметов и явлений, называются представлениями.

Представление — мысленный образ того или иного предмета или явления. Чем больше у человека жизненный опыт, тем больше у него представлений. Способность же человека сохранять следы прошлых восприятий, ощущений и воспроизводить их в виде представлений (образов предметов), понятий называется памятью.

Высшей формой, познавательной деятельности человека является мышление. Процессы мышления дают возможность обобщать, анализировать, сравнивать, сопоставлять то, что отражается в восприятиях и представлениях. В результате мышления создаются  понятия, суждения, умозаключения. Мышление находится в неразрывной связи с речью.

Приведем пример. Человек смотрит на картину. Он прежде всего ощущает различные цвета и форму (красное, зеленое, белое, круглое, овальное и т. д.), которые складываются в определенные предметы и образы. Сопоставляя полученные восприятия — шеренги людей, одетых в спортивную форму, флаги, оркестр, пользуясь запасом представлений из прежнего опыта, человек и результате всего этого делает умозаключение, что на картине изображен парад физкультурников. Сделать умозаключение можно лишь при наличии мышления.

Итак, мышление — это обобщенное и наиболее полное и точное отражение действительности.

Следующей стороной единой психической деятельности являются эмоции (чувства), в которых выражается различное отношение человека к окружающим его явлениям действительности и к самому себе. Так, рассматривая, картину, человек испытывает те или иные чувства, т. е. проявляет свое отношение к воспринимаемому. Эти чувства могут выражаться удовольствием, радостью. Плохо нарисованная картина может вызвать чувство досады и неудовольствия.

Однако человек не просто воспринимает окружающую действительность с тем или иным чувственным отношением к ней. Он проявляет стремления, желания, вносит те или иные, изменения в окружающую его среду, что выражается в поступках, действиях. Все эти проявления носят название волевых процессов: К, волевым процессам относится и активное внимание. Таким образом, можно сказать, что сама познавательная деятельность невозможна без волевых процессов.

Каким же образом осуществляются все эти сложнейшие психические процессы? Что лежит в их основе? Эти вопросы на протяжении длительного времени занимали умы философов и естествоиспытателей.

Выдающиеся русские революционные демократы XIX столетия В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский материалистически подошли к решению вопроса о сущности психики, рассматривая ее как продукт деятельности мозга. Естественнонаучное подтверждение эти высказывания нашли в замечательных физиологических исследованиях И. М. Сеченова и И. П. Павлова. Без знания основных положений материалистического учения И. М. Сеченова и И. П. Павлова невозможно правильное понимание и изучение психических процессов.

Беспрерывное множество, различных раздражений поступает через рецепторы в мозг человека. К ним относятся разнообразные звуки, оттенки красок, тепловые или холодовые раздражители, импульсы из внутренних органов. Все они воспринимаются, как говорил И. П. Пазлов, первой сигнальной системой. Любой из этих раздражителей может при определенных условиях вызвать тот или иной условный рефлекс. Таким образом, И. П. Павлов, рассматривал условнорефлекторную деятельность как сигнальную деятельность. Первая сигнальная система присуща и животным, и человеку. Но у животных сигналами первой системы ограничивается все восприятие окружающей среды и определяется поведение на протяжении всей жизни.

У человека на основе первой сигнальной системы действительности, в неразрывной связи с ней «появились, развились и чрезвычайно усовершенствовались сигналы второй степени, сигналы этих первичных сигналов — в виде слов, произносимых, слышимых и видимых». С деятельностью второй сигнальной системы И. П. Павлов связывал способность человека к общению с другими людьми при помощи речи, письма, а также способность к мышлению.

Основные нервные процессы — возбуждение и торможение — могут иметь различную силу, подвижность и уравновешенность. Эти особенности нервных процессов И. П. Павлов сопоставлял с четырьмя темпераментами, охарактеризованными еще Гиппократом: холерическим, флегматическим, сангвиническим и меланхолическим и на их основе выделил три сильных и один слабый тип нервной системы, общие для человека и животных:

  1. сильный тип с преобладанием процессов возбуждения (холерики);
  2. сильный тип с преобладанием процессов торможения (флегматики);
  3. сильный тип с уравновешенными процессами возбуждения и торможения (сангвиники);
  4. слабый тип со слабыми процессами возбуждения и торможения (меланхолики).

В связи с наличием у человека второй сигнальной системы И. П. Павлов выделил три основных типа высшей нервной деятельности, присущих только человеку, положив в основу соотношение между первой и второй сигнальными системами:

  1. художественный тип с преобладанием первой сигнальной системы;
  2. мыслительный тип с преобладанием второй сигнальной системы;
  3. средний тип с уравновешенностью первой и второй сигнальных систем.

Люди художественного типа ярко, образно воспринимают действительность. Они уверенно чувствуют себя в окружающей обстановке. Люди мыслительного типа преимущественно склонны к рассуждениям, нередко — к сомнениям, они бывают нерешительны.

Как было сказано выше, в основе нервной деятельности лежат процессы возбуждения и торможения.

Эти процессы постоянно сменяют друг друга. Обычно смена одного процесса другим происходит быстро. В случаях патологии возбуждение или торможение может очень долго не сменяться одно другим. Тогда говорят о появлении застойного (инертного) очага возбуждения или торможения.

Переход от возбуждения к торможению может происходить через определенные промежуточные состояния нервной клетки, которые называются фазовыми состояниями (гипнотическими фазами).

Обычно нервные клетки на сильный раздражитель дают большую ответную реакцию, чем на слабый; при наличии же фазовых состояний реакция нервных клеток меняется. В зависимости от того, как реагируют нервные клетки на раздражители разной силы, выделяют различные фазы.

Уравнительная фаза характеризуется тем, что 11 ответ на сильный и слабый раздражители получается одинаковая по силе реакция.

Парадоксальная фаза — на слабые раздражители возникает большая по силе реакция, чем на сильные. Ультрапарадоксальная фаза — ответной реакции не наступает ни па сильные, ни на слабые положительные раздражители; она возникает в ответ на тормозной раздражитель, т. е. на такой, который до возникновения этой фазы вызывал в клетках торможение. Например, у собаки вырабатывают дифференцировку. Сто ударов метронома в минуту подкрепляют пищей, а при звучании 150 ударов пищи не дают. Через определенное число сочетаний у собаки вырабатывается условный рефлекс.

При включении метронома с частотой 100 ударов у нее начинает выделяться слюна и до подачи пищи. При включении метронома с частотой 150 ударов у собаки слюна не выделяется. Но вот в определенных корковых клетках развивается торможение. В этом случае звук метронома с частотой 150 ударов в минуту, являвшийся тормозным раздражителем, при наличии ультрапарадоксальной фазы будет вызывать выделение слюны, а на раздражитель 100 ударов метронома выделения слюны но произойдет. Наркотическая фаза — постепенное затухание условных рефлексов вначале на слабые, затем на средние и, наконец, на сильные условные раздражители.

Если развивается полное торможение, клетки перестают реагировать на любые раздражители.

Гипнотические фазы у здоровых людей можно наблюдать в момент засыпания, просыпания или неглубокого сна. При некоторых психических заболеваниях это частичное торможение может длительно сохраняться и в период бодрствования.

И. П. Павлов различал три вида торможения; внешнее, внутреннее и охранительное (запредельное).

Примером внешнего торможения может служить следующее явление. Если в коре головного мозга возникают два очага возбуждения, то более слабый из них в силу закона отрицательной индукции затормаживается.

Внутреннее торможение присуще только коре головного мозга. Оно образуется так же, как и условные, временные связи, и лежит в основе тормозных условных рефлексов. И. П. Павлов выделил несколько видов внутреннего торможения: угасательное, запаздывающее и дифференцировочно.

Внутреннее торможение имеет весьма существенное значение в поведении человека. Ослабление его приводит к ряду нарушений. В основе сна лежит процесс внутреннего торможения, распространяющийся по всей коре головного мозга.

Охранительное торможение. Величина ответной реакции нервной клетки зависит от силы раздражителя, но она не возрастает беспредельно. Этот предел зависит от выносливости нервной клетки. Может наступить такой момент, когда она перестанет справляться с предъявляемой к ней нагрузкой. В этих случаях в ответ на последующие раздражения в ней разовьется запредельное (охранительное) торможение.

Оно называется охранительным потому, что предохраняет клетку от разрушения.

Нервные клетки восстанавливают свои энергетические запасы только тогда, когда они находятся в состоянии торможения. На основании этого положения И. П. Павловым было теоретически обосновано значение лечебного сна.