Уход за психическими больнымиРабота медицинского персонала в условиях психоневрологических учреждений отличается от таковой в других больницах и имеет ряд особенностей.

Особенности эти обусловливаются главным образом тем, что многие больные не понимают своего болезненного состояния, а некоторые вообще не считают себя больными.

Кроме того, у ряда больных с расстроенным состоянием сознания отмечается картина резкого двигательного возбуждения. Поэтому к медицинскому персоналу в психиатрических больницах предъявляются особенные требования: постоянная бдительность, выдержка и терпение, чуткое и ласковое отношение, находчивость и строго индивидуальный подход к больному. Большое значение имеет согласованность в работе всего коллектива сотрудников отделения больницы.

Знание всех деталей ухода, надзора и обслуживания психически больных является совершенно необходимым условием работы медицинской сестры или фельдшера в психиатрическом учреждении.

Этой теме и посвящен настоящий раздел. Прежде всего следует остановиться на том, каким должно быть поведение медицинского персонала в отделении и отношение его к психически больным.

Во-первых, медицинская сестра обязана хорошо знать всех больных отделения: знать не только фамилию, имя к отчество больного, в какой палате и где именно он лежит, по и его психическое состояние на текущий день; число больных в отделении и кто из них и по какой причине находится вне отделения. Необходимо обращать особое внимание на больных, нуждающихся в специальном наблюдении и уходе. Об этом сестра узнает при обходе отделения, который делается врачом, из сестринских дневников и на пятиминутках. Во-вторых, необходимо точно знать все назначения, сделанные врачом, и строго выполнять их в указанное время.

Обращение со всеми больными должно быть серьезным, вежливым, приветливым и участливым.

Думать о том, что больные этого не понимают и не ценят, — глубокое заблуждение. Однако не следует переходить и в другую крайность: быть чрезмерно ласковым, слащавым в обращении с больными, разговаривать е ними сюсюкающим тоном. Это может раздражать и волновать больных.

Нельзя отдавать явное предпочтение и уделять особенное внимание одному больному и пренебрежительно относиться к другому. Это также не остается незамеченным и вызывает справедливое недовольство.

Необходимо следить за деловой обстановкой в отделении, за выполнением установленного режима дня, не допускать громких разговоров персонала, так как тиши-па при лечении нервно-психических больных — весьма важное и необходимое условие.

Медицинский персонал обязан быть опрятным и подтянутым. Халат должен быть чистым и хорошо выглаженным, застегнутым па все пуговицы. На голове следует носить белую косынку, убирая под нее волосы. Мужчинам рекомендуется на голову надевать белую шапочку. Персоналу отделения во время работы нельзя носить бусы, серьги, брошки и другие украшения, так как эти предметы мешают при удержании возбужденного больного и могут быть сорваны таким больным.

В тех случаях, когда у больных начинается двигательное или речевое возбуждение или вообще наступает резкая перемена в состоянии, медицинская сестра обязана срочно поставить об этом в известность лечащего или дежурного врача. Среднему медицинскому персоналу не разрешается самостоятельно назначать лекарства или процедуры, перемещать больных из одной палаты в другую или даже в пределах одной и той же палаты.

Запрещаются посторонние разговоры в присутствии больного, даже если больной полностью безучастен ко всему окружающему. Иногда такой больной после окончания курса лечения рассказывает о том, что в его присутствии сестры или няни вели разговоры па самые посторонние темы, выслушивать которые ему было крайне тягостно, но он не мог говорить и двигаться (у больного был, например, кататонический ступор). Не менее тяготят такие посторонние разговоры больных в депрессивном и тоскливом состоянии. Больные же с бредовыми идеями отношения или самообвинения в этих разговорах нередко усматривают ряд «фактов», которые, на их взгляд, имеют прямое отношение к ним. Это может усилить беспокойство больных, нарушить контакт с медицинским персоналом. Такие больные начинают подозрительно относиться к сестре, прекращают прием лекарств из ее рук. В таких случаях говорят, что больной «вплетает» окружающих в свой бред.

В присутствии больных нельзя обсуждать состояние здоровья какого-либо больного, говорить о его заболевании, высказывать суждения о прогнозе. Категорически запрещается смеяться над больными, вести беседу в ироническом, шутливом тоне.

Нередко больные с бредовыми идеями высказывают различного рода предположения о причине своего пребывания в больнице, жалуются па то, что их не лечат, а все якобы делают для того, чтобы избавиться от них, умертвить. В этих случаях надо внимательно и терпеливо выслушать больного. Не следует стремиться, во что бы то ни стало разубедить больного, но нельзя и соглашаться с его бредовыми высказываниями, Чаще всего в этих случаях приходится говорить больному о том, что все его предположения неправильны, опасения совершенно необоснованны и что ему необходимо лечиться, так как он болен. Больной, как правило, не удовлетворяется таким ответом и тут же задает вопрос о сроке его выписки из больницы. С этим вопросом следует рекомендовать больному обратиться к лечащему врачу. Говорить же о точных сроках выписки при лечении психических заболеваний, как правило, очень трудно, так как в процессе лечения может понадобиться дополнительное время для тех или иных мероприятий или же может наступить ухудшение в состоянии здоровья больного. О сроках выписки нужно говорить лишь приблизительно, с тем, чтобы потом не возникало никаких споров, конфликтов. Лишь за несколько дней до выписки можно назвать точную дату.

Иногда для того, чтобы успокоить больного, кто-либо из медицинского персонала обещает ему неурочное свидание с родными, разговор по телефону, но потом не выполняет своих обещаний, т. е., проще говоря, обманывает больного. Это совершенно недопустимо, так как в результате больной теряет доверие к окружающим. В случае если невозможно по какой-либо причине прямо и конкретно дать ответ на тот или иной вопрос, следует по возможности перевести разговор на другую тему, отвлечь больного. Не рекомендуется также обманным путем помещать больного в стационар. Это затрудняет в дальнейшем контакт с больным, он долго остается недоверчивым к окружающим, не рассказывает о себе (замыкается), о своих переживаниях, а иногда озлобляется на персонал.

Не следует бояться больных, но не нужно бравировать подчас ненужной храбростью, так как это может привести к тяжелым последствиям. Приведем пример, свидетельствующий о том, как нельзя пренебрегать осторожностью в общении с больным. Во время беседы в кабинете больной, находящийся в бредовом состоянии, обратился к одному из малоопытных врачей и предложил ему выйти с ним в коридор поговорить один на один. Все поведение больного указывало па бредовое отношение его к врачу. Больной и врач (вопреки советам остальных сотрудников) вышли в коридор, где больной тотчас напал на врача и нанес ему несколько ударов.

Не надо забывать о возможных внезапных (импульсивных агрессивных) поступках больных, направленных против персонала или других больных. Вообще же агрессивные действия больных в отношении медицинского персонала — явление редкое. Ни в коем случае нельзя обижаться, озлобляться па больных за их агрессивные намерения или действия, так как они связаны с болезнью.

По выздоровлении часто можно слышать, как больной просит извинить его за поведение в прошлом.

В случае, если среди больных возникла ссора или драка, сестра должна принять срочные меры к тому, чтобы развести больных (для этого необходимо пригласить санитаров, а если их недостаточно, то и сознательных больных) и сейчас же сообщить об этом врачу. Не следует в присутствии больных оправдывать поведение одного или винить другого.

Больные часто обращаются к персоналу с рядом просьб. Многие из них вполне выполнимы. Но прежде чем это сделать, нужно учесть все возможные последствия, т. е. быть осторожным. Так, например, больная шизофренией с бредовыми идеями физического воздействия и отравления после проведенного лечения стала чувствовать себя значительно лучше, но бред полностью не исчез, что она тщательно скрывала (диссимулировала). Вечером эта больная попросила у сестры английскую булавку для того, чтобы продернуть резинку в трусы. Булавку ей дали. Вскоре после этого вызванный врач обнаружил у больной повреждение лица, так как она пыталась себе «застегнуть» рот с тем, чтобы ночью ей «не открыли его и не насыпали ядовитых веществ».

Больные часто пишут всевозможные письма, заявления, жалобы в различные учреждения, в которых излагают все свои «мытарства», требуют, чтобы их обследовала комиссия и т. д. Для того, чтобы такие заявления не выходили из больницы, все письма, написанные больными, должны быть прочитаны медицинской сестрой или врачом. Письма, которые по своему содержанию носят явно болезненный характер или имеют какие-либо нелепые высказывания, отправлять не следует. Эти письма медицинская сестра должна передать врачу. Письма и записки, поступающие в отделение, перед тем, как их раздать больным, тоже должны быть прочитаны. Это делается для того, чтобы оградить больного от тех или иных травмирующих известий, которые могут ухудшить состояние здоровья. Продуктовые и вещевые передачи больным должны тщательно просматриваться, чтобы родственники и знакомые, умышленно или неумышленно, не вручили больному того, что может быть ему противопоказано, или даже опасно для пего, например лекарства (особенно наркотики), спиртные напитки, иголки, лезвия для бритв, ручки, спички.

Медицинская сестра во всех деталях должна знать обязанность санитаров и следить за их работой, помнить о недопустимости снятия санитарного поста без обеспечения замени. Новой смене санитаров, вступающей на пост, сестра должна дать указания, какие больные нуждаются в строгом надзоре, особенно в уходе. К таким чаще всего относятся больные в депрессивном состоянии, галлюцинирующие больные, больные с бредом, особенно с бредом физического воздействия и преследования, больные эпилепсией с частыми припадками или спериодическими приступами расстройства сознания, физически слабые больные, отказывающиеся от еды, и некоторые другие.

Самый бдительный надзор и наблюдение за такими больными — лучшее средство избежать несчастных случаев (самоубийство, самоистязание, побег, нападение на окружающих). Эти больные ни па минуту не должны исчезать из поля зрения санитаров. Если суицидальный больной накрывается одеялом с головой, необходимо подойти к нему и открыть лицо, так как бывают случаи попыток к самоубийству под одеялом. При измерении температуры нужно внимательно следить, чтобы больной не нанес себе повреждения градусником или не проглотил бы его с целью самоубийства. Если больной пошел в уборную, то санитар должен следить через окошечко за поведением больного. Надзор не должен ослабевать пи днем, ни ночью; в палате, куда обычно помещают таких больных (наблюдательная палата), в ночное время должен быть достаточный свет.

При выдаче лекарств нельзя отходить от больного до тех пор, пока он не примет его, так как некоторые, по тем или иным мотивам не желающие лечиться (бредовое толкование, страх, негативизм), получив порошок или таблетку, выбрасывают их или даже накапливают с тем, чтобы принять большую дозу одномоментно с целью отравления. Если возникают подобного рода подозрения, нужно осмотреть вещи и постель больного, что, впрочем, следует время от времени делать в отношении многих больных. Осмотр вещей, чтобы не оскорбить и не обидеть больного, надо производить в часы прогулок или во время пребывания больного в ванне. В случае необходимости произвести срочный осмотр больному предлагают принять ванну или приглашают его в кабинет врача для беседы.

Суицидальные (склонные к самоубийству) или слабоумные больные иногда собирают во время прогулок с саду кусочки стекла, гвозди, кусочки металла, поэтому санитары во время прогулок должны следить за поведением больных. Территорию систематически тщательно убирают.

Больные не должны иметь при себе спичек. Для курящих спички храпит санитар. При этом необходимо тщательно наблюдать, чтобы больной не бросил горящую папиросу на постель или же не нанес себе ожогов, что иногда делают больные в депрессивном или бредовом состоянии.

У больных не должно быть длинных карандашей, перочинных ножей, заколок, шпилек.

Бритье больных производит парикмахер в присутствии санитара; для этого лучше пользоваться безопасной бритвой. Эти меры предосторожности необходимы потому, что бывают отдельные случаи, когда больной выхватывает бритву из рук персонала и наносит себе тяжелое повреждение. Во время еды ножи и вилки больным не выдаются. Пищу приготовляют заранее таким образом, чтобы ее можно было есть, пользуясь лишь ложкой. Буфет, где хранятся ножи и другие предметы, должен быть всегда закрыт на замок. Входить туда больным не разрешается.