Организация лечебно педагогической помощи детям с нервными и нервно-психическим нарушениямиНеврологические и психоневрологические нарушения у детей – это следствие раннего органического поражения мозга, возникшего внутриутробно, во время родов или непосредственно после них. Такие патологические состояния требуют постоянного лечения и медико-педагогической коррекции нарушенных функций нервной системы.

Однако эти мероприятия могут быть эффективными только при условии соблюдения таких принципов, как непрерывность, поэтапность, комплексность, преемственность.

В Российской Федерации лечебная и лечебно-педагогическая помощь детям с неврологическими и психоневрологическими нарушениями строится с соблюдением названных выше принципов.

В 1919г. приказом Народного комиссариата здравоохранения РСФСР был организован в Москве отдел психопатологии детства, который включал психоневрологическую клинику, школу-санаторий для детей с нервно-психическими заболеваниями, санаторий для трудновоспитуемых и школу для глухонемых. Вслед за Москвой такого рода учреждения были открыты в Санкт-Петербурге, Киеве, Одессе, Харькове, Свердловске, Саратове и ряде других городов. Наряду со стационарами помощь осуществлялась учреждениями полустационарного характера, а также амбулаторно.

Специализированные учреждения не только оказывали помощь, но и производили учет детей, нуждающихся в специализированной помощи в зависимости от показаний.

В 1931 г. было установлено (на примере Москвы), что более половины детей, попадающих на учет в специализированные учреждения, — это дети с так называемыми невропатическими и психопатическими состояниями. Меньшую часть составляли различного рода олигофрении, последствия тяжелой асфиксии и родовой травмы, психические заболевания, эпилепсия и т.д. Хотя с годами удельный вес астении, невроза и психопатоподобного поведения в общей структуре контингента детей, нуждающихся в психоневрологической помощи, неуклонно снижается, они и по сей день составляют наибольшую по частоте группу патологии.

Оказываемая в нашей стране неврологическая и психоневрологическая помощь детям разных возрастов имеет четкую структуру, носит дифференцированный и поэтапный характер. Она осуществляется в ряде учреждений, развернутых в системе Министерства здравоохранения РФ, Министерства просвещения РФ, Министерства социального обеспечения РФ. При открытии специализированных учреждений учитывается характер поражения нервной системы, тяжесть состояния больных, их возраст, а также необходимость проведения тех или иных лечебно-педагогических мероприятий.

Детали структуры специализированной помощи несколько варьируют в различных регионах страны в зависимости от местных потребностей и условий. Однако общие принципы сохраняются.

Специализированную медико-педагогическую помощь детям с нервными и нервно-психическими нарушениями условно можно подразделить на три этапа.

  • Первый этап — специализированная помощь детям раннего возраста. Она характеризуется акцентом на медицинскую помощь с минимальной дифференцировкой учреждений в зависимости от нозологической принадлежности патологии.
  • Второй этап — специализированная помощь детям дошкольного возраста. На этом этапе все больший удельный вес приобретает педагогическая помощь и происходит дифференциация специализированных учреждений в зависимости от нозологии.
  • Третий этап — специализированная помощь детям школьного возраста. На этом этапе основное внимание уделяется педагогическим мероприятиям с максимальной дифференциацией учреждений в зависимости от нозологии, задач трудовой и социальной адаптации.

На первом этапе специализированная помощь детям с нервной и нервно-психической патологией осуществляется родильными домами, специализированными больницами, домами ребенка, санаториями, яслями, районными детскими поликлиниками и психоневрологическими диспансерами.

Все эти учреждения находятся в ведении министерств здравоохранения.

Задача родильного дома состоит в том, чтобы выявить группы детей высокого риска и осуществлять интенсивную терапию острых неврологических и метаболических нарушений с целью максимальной компенсации и профилактики их тяжелых последствий.

В родильных домах функционируют специальные палаты для детей, родившихся с асфиксией, перенесших внутричерепную родовую травму, иммуноконфликтных, недоношенных. Медицинский персонал обучают умению выхаживать тяжелобольных новорожденных, кормить их через зонд, производить внутривенное капельное вливание жидкости, осуществлять отсасывание слизи с помощью аппарата и многому другому.

Травмированным новорожденным проводят интенсивную терапию, направленную на нормализацию острых метаболических нарушений, компенсацию сердечно-сосудистой, и дыхательной недостаточности, коррекцию неврологических расстройств. В родильных домах проводят клиническое, биохимическое и патогенетическое обследование новорожденных.

Из родильных домов новорожденных с патологией нервной системы переводят в специализированные стационары или отделения многопрофильных больниц. Имеются больницы для недоношенных детей с пре- и перинатальной патологией нервной системы, наследственными заболеваниями, врожденными аномалиями развития. Задача стационаров состоит в комплексном обследовании детей с целью ранней дифференциальной диагностики врожденных наследственных и приобретенных заболеваний нервной системы.

В специализированных стационарах проводят раннее комплексное восстановительное лечение, включающее ортопедический режим, лечебную гимнастику, массаж, физиотерапию, медикаментозные препараты, диетолечение. Все это способствует своевременному развитию возрастных двигательных, речевых и психических навыков и предупреждению задержки психомоторного развития и тяжелой инвалидности.

После выписки из стационара (в зависимости от тяжести поражения и прогноза) дети поступают либо в специализированные дома ребенка, либо под наблюдение районной детской поликлиники. Вне зависимости от того, находится ли ребенок в доме ребенка или в домашних условиях, ему обеспечивают продолжение терапии, начатой в стационаре. В доме ребенка, где больной находится до четырехлетнего возраста, лечение осуществляют под контролем врача-психоневролога или невропатолога, логопеда, педагога-дефектолога, методиста лечебной физкультуры.

В районной поликлинике контроль за развитием и лечением ребенка возложен на участкового педиатра и районного невропатолога. По мере необходимости они обращаются за консультацией и помощью к логопедам, дефектологам, психиатрам, психологам, специалистам лечебной физкультуры

Районный невропатолог определяет необходимость периодического повторного стационирования, направления ребенка в специализированные ясли и санатории. В Москве и ряде других крупных городов страны работу районных невропатологов координируют крупные консультативные центры.

Показаниями для направления ребенка в специализированные ясли и санатории являются двигательные и психические нарушения, препятствующие помещению ребенка в коллектив здоровых детей. Это дети с церебральными параличами и дети-олигофрены в степени дебильности.

Особые ясли существуют для детей с преобладанием речевых нарушений. Речевые группы могут быть организованы и при районных массовых яслях. Их посещают дети с заиканием и незначительной задержкой речевого развития.

Медико-педагогические мероприятия в специализированных яслях и санаториях осуществляются врачом-психоневрологом или невропатологом, логопедом, дефектологом, психологом, методистами лечебной физкультуры, воспитателями.

Характеризуя в целом медико-педагогические мероприятия на первом этапе, следует подчеркнуть, что несмотря на чрезвычайно важное значение медикаментозной терапии детей с органическим поражением центральной нервной системы, еще важнее обеспечить комплекс мероприятий, направленных на стимуляцию возрастного развития и становление двигательных, речевых и психических функций. Для решения этой задачи и создан названный выше комплекс учреждений.

На втором этапе специализированная помощь детям с нервной и нервно-психической патологией осуществляется специализированными стационарами для детей дошкольного возраста, садами, санаториями, детскими домами, дошкольными группами при школах-интернатах, районными поликлиниками и психоневрологическими диспансерами. Специализированные сады и детские дома находятся в ведении министерств просвещения, часть детских домов — под контролем министерств социального обеспечения.

Независимо от ведомственной принадлежности в этих учреждениях сохраняется принцип комплексности и преемственности. Как было отмечено выше, на втором этапе все большее внимание уделяется педагогическим и воспитательным мероприятиям. Медицинское обслуживание заключается в наблюдении за общим состоянием здоровья, осуществлении поддерживающей терапии и лечении острых, главным образом инфекционных, заболеваний. Медицинские задачи решают работники специализированных стационаров, районные педиатры, невропатологи и психиатры, а также врачи санаториев, детских садов и домов.

Педагогическая помощь в специализированных учреждениях строится с учетом глубины, специфики поражения и возраста ребенка. В ряде случаев стационарные учреждения профилируют.

Например, имеются сады и санатории для детей с церебральным параличом, олигофренией в степени дебильности, речевыми нарушениями, дефектами зрения и слуха. Сады бывают круглосуточными и с дневным (12 ч) пребыванием детей.

Детские дома профилируют по такому же принципу. Эти учреждения, как и детские сады, входят в структуру системы просвещения; их работу контролируют районные отделы народного образования.

Кроме того, есть детские дома-интернаты системы социального обеспечения для труднообучаемых детей с выраженными двигательными нарушениями и олигофрениями в степени имбецильности или идиотии. В других случаях специализация достигается за счет создания внутри учреждений профилированных групп. Специализированные группы можно создавать при массовых дошкольных учреждениях (речевые группы). В соответствии с тяжестью и спецификой поражения определяют задачи педагогических мероприятий.

В указанных учреждениях обслуживают детей от 3-4 до 7-8 лет. Задача этих учреждений состоит в воспитании, подготовке к обучению в школе, лечении и возможном восстановлении нервно-психической деятельности детей с нарушениями физического и интеллектуального развития.

В соответствии с типовым положением о дошкольных учреждениях комплектование контингента детей на втором этапе осуществляют отделы народного образования и социального обеспечения на основании заключения регионарной медико-педагогической комиссии.