Организация лечебно педагогической помощи детям с нервными и нервно-психическим нарушениями (продолжение)Медико-воспитательную работу в этих учреждениях осуществляют под общим руководством врача-невропатолога или психоневролога, в функции которых входят обследование, назначение лечения, контроль за его эффективностью, а также координация работы медицинского персонала и педагогических работников.

Методическое руководство и контроль за организацией лечебно-профилактической работы и восстановительным лечением осуществляют местные отделы здравоохранения, регионарные психоневрологические и врачебно-физкультурные диспансеры, кафедры психиатрии, хирургии, ортопедии и травматологии, невропатологии медицинских институтов и институтов усовершенствования врачей, а также научно-исследовательские институты соответствующего профиля.

Методическое руководство и контроль за организацией воспитательно-педагогической работы осуществляют органы министерств просвещения, а также Институт дефектологии Академии образования РФ.

Работу дошкольного специализированного учреждения возглавляет заведующий или директор, имеющий высшее педагогическое образование (факультет дошкольной педагогики или дефектологический) и стаж работы не менее 3 лет. Непосредственно работу с детьми проводят воспитатели, имеющие высшее или среднее образование и стаж педагогический работы не менее 2 лет. Работой воспитателей руководит воспитатель-методист, имеющий высшее педагогическое образование и стаж работы не менее 5 лет. Учителем-логопедом в этих учреждениях могут быть лица со специальным высшим педагогическим образованием (дефектологический факультет) или лица, имеющие высшее педагогическое образование и закончившие курсы дефектологов по соответствующему профилю.

На третьем этапе специализированную помощь детям с нервной и нервно-психической патологией оказывают в районных поликлиниках и психоневрологических диспансерах, специализированных стационарах, санаториях-школах, школах-интернатах, детских домах и домах инвалидов. В зависимости от типа учреждения находятся в ведении министерств здравоохранения, просвещения и социального обеспечения.

На этом этапе главное внимание уделяют педагогическим мероприятиям в специализированных школах и школах-интернатах, которые максимально профилируются в зависимости от контингента обучаемых детей и конечных целей проводимых мероприятий. Контингент детей, обучаемых в специализированных школах и школах-интернатах, комплектуют отделы народного образования в соответствии с рекомендациями регионарной медико-педагогической комиссии.

Специальные общеобразовательные школы являются учебно-воспитательными учреждениями, призванными осуществлять:

  • обучение и воспитание детей с недостатками умственного развития, физическими дефектами, нарушениями речи, слуха и зрения по специальным программам и учебным планам;
  • профессионально-трудовое обучение и профессиональную., ориентацию, направленную на подготовку к овладению специальностями, доступными для лиц этой категории;
  • коррекцию недостатков умственного и физического развития в процессе обучения, воспитательной работы, специальных занятий по исправлению дефектов общего и речевого развития, а также лечебно-профилактических мероприятий.

Срок обучения в специальных общеобразовательных школах для умственно отсталых детей (вспомогательные школы) — 8 лет. По ее окончании они получают документ. В школах, имеющих необходимую материальную базу для профессионально-трудовой подготовки и профессиональной практики на промышленных предприятиях, сельскохозяйственных объектах, организуют классы с повышенной профессионально-трудовой подготовкой. Туда зачисляют детей, которые по состоянию здоровья и интеллекта могут овладеть одной из профессий низкого квалификационного разряда.

В специальных общеобразовательных школах без интерната создают группы продленного дня. В специальные школы для умственно отсталых принимают детей в возрасте 7-9 лет (более старших — в порядке исключения) по следующим медицинским показаниям:

  1. олигофрения в степени дебильности различного генеза, в том числе и болезнь Дауна;
  2. органическая деменция негрубой степени, являющаяся следствием инфекционных, интоксикационных, травматических и других постнатальных поражений головного мозга;
  3. эпилептическая деменция (в отсутствие дневных и частых ночных судорожных припадков);
  4. шизофреническая деменция (в отсутствие психотических расстройств).

В школы для детей с последствиями полиомиелита и церебральным параличом принимают детей с 7 лет, самостоятельно передвигающихся, не требующих индивидуального ухода, со следующими заболеваниями:

  1. детский церебральный паралич;
  2. последствия полиомиелита;
  3. различные врожденные и приобретенные деформации опорно-двигательного аппарата;
  4. артрогриппоз, миопатии, хондродистрофия.

Детей с церебральными параличами при возможности выделяют в специальные классы в составе школы. Наличие двигательных расстройств и олигофрении в степени дебильности также является показанием к зачислению его во вспомогательные классы, организуемые в составе данных школ.

В специальные общеобразовательные школы для глухих, слабослышащих и позднооглохших принимают детей с потерей слуха в речевой области (частоты от 500 до 4000 Гц) от 30 до 80 дб и выше. В специальные школы-интернаты для глухих принимают детей:

  1. не реагирующих на громкий голос;
  2. не реагирующих на разговорную речь около ушной раковины;
  3. различающих некоторые звуки (а, о, у, р), произнесенные около ушной раковины голосом повышенной громкости.

В специальные школы-интернаты для слабослышащих и позднооглохших принимают детей со средней потерей слуха в речевой области от 30 до 80 дб, различающих речь и вследствие недостаточности слуха страдающих недоразвитием речи различной степени.

В школе существует дифференциация на классы и отделения (в зависимости от состояния развития речи).

В первое отделение принимают слабослышащих детей, владеющих развернутой фразовой речью с некоторыми ее недостатками (косноязычие, небольшой аграмматизм и отклонения в письме).

Во второе отделение направляют слабослышащих детей с глубоким речевым недоразвитием (ограниченный словарный запас, выраженный аграмматизм, искаженное произношение, отклонения в письме, затруднения в понимании устной речи и читаемого текста) и слабослышащих, которые пользуются фразовой речью, состоящей из неправильно оформленных (с точки зрения грамматики) простых предложений, и имеют ограниченный словарный запас.

Не владеющих речью слабослышащих детей принимают в дошкольную подготовительную группу.

Глухих, слабослышащих и позднооглохших умственно отсталых детей выделяют в классы для умственно отсталых с соответствующим дефектом того или иного анализатора.

Перевод в эти классы осуществляет медико-педагогическая комиссия после 1 года обучения ребенка.

Глухих, слабослышащих и позднооглохших со сложными формами нарушения опорно-двигательного аппарата выделяют в классы, организуемые соответственно в школах для глухих, слабослышащих и позднооглохших.

В специальные общеобразовательные школы для детей с тяжелыми нарушениями речи принимают детей 7-12 лет при портальном слухе и первичносохранном интеллекте. В первое отделение -детей, страдающих общим недоразвитием речи тяжелой степени (в первую очередь алалией, афазией, дизартрией, ринолалией), а также детей с общим недоразвитием речи, сопровождающимся заиканием, во второе — детей с заиканием тяжелой степени при нормальном развитии речи.

Приему в специальные общеобразовательные школы слепых и слабовидящих подлежат дети с остротой зрения на лучшевидящем глазу в пределах от 0 до 0,4. Офтальмологические показания к направлению в специальные школы устанавливают строго индивидуально в зависимости от состояния основных зрительных функций — остроты зрения и поля зрения. Специализированные школы этого профиля делятся на школы для слепых и школы для слабовидящих. Слепых и слабовидящих умственно отсталых детей обучают во вспомогательных классах соответствующих школ для детей с нарушением зрения.

Директора вспомогательных школ несут личную ответственность за прием детей в школу в соответствии с порядком, установленным инструкцией. Перевод ребенка в процессе обучения из вспомогательной школы в общеобразовательную либо в специальную школу другого типа осуществляют органы народного образования на основании заключения медико-педагогической комиссии.

Детей с тяжелым слабоумием (олигофрения в степени имбе-цильности и идиотии) направляют в соответствующие учреждения социального обеспечения, обучению в школах они не подлежат.

Дети с физическими дефектами, детским параличом, последствиями полиомиелита и др., не имеющие интеллектуального дефекта, могут обучаться либо в массовых школах (иногда на дому), либо в специализированных интернатах по общей программе. В этих случаях специализированная педагогическая помощь заключается в организации мероприятий, направленных на восстановление функций опорно-двигательного аппарата и максимальное приспособление воспитанников к самостоятельной жизни и труду. Учителя и воспитатели должны:

  1. дозировать учебно-воспитательные воздействия соответственно индивидуальным особенностям конкретного ученика;
  2. осуществлять коррекцию нарушений ориентировки в пространстве;
  3. знакомить детей с правилами ортопедического режима и строго следить за их выполнением;
  4. формировать навыки правильного пользования протезно-ортопедическими изделиями;
  5. следить за выполнением учащимися назначений врачей;
  6. учитывать особенности отношения ребенка к своему состоянию.

Педагоги-логопеды ведут индивидуальную и групповую работу по исправлению дефектов устной и письменной речи учащихся и руководят работой учителей и воспитателей в этом направлении.

Учителям массовых школ следует оказывать и специализированную логопедическую помощь. С этой целью в школах и детских поликлиниках организуются специальные кабинеты.

На третьем этапе осуществляют постоянный контроль за общим состоянием ребенка. Кроме того, проводят целенаправленную поддерживающую и корригирующую терапию под руководством невропатологов, психоневрологов и других специалистов.

Как уже отмечалось, специализированная помощь реализуется на втором и третьем этапах через регионарные медико-педагогические комиссии. Комиссии могут быть республиканскими, краевыми, областными, городскими, районными. 21 ноября 1974 года Министерством просвещения принято положение о регионарных медико-педагогических комиссиях. В соответствии с этим положением медико-педагогическая комиссия:

  1. осуществляет дифференцированный отбор детей с недостатками умственного и физического развития в специализированные общеобразовательные школы-интернаты (школы) и дошкольные учреждения специального назначения системы просвещения согласно инструкциям по приему в эти учреждения;
  2. дает рекомендацию к направлению в лечебно-профилактические учреждения системы здравоохранения, а также в учреждения социального обеспечения детей, не подлежащих обучению в школах и дошкольных учреждениях общего назначения по состоянию здоровья и интеллекта;
  3. решает вопрос о выводе из спецшкол и дошкольных учреждений или переводе в другие учреждения;
  4. консультирует родителей и педагогов по вопросам лечения и воспитания детей с легкими отклонениями в развитии, не подлежащих направлению в спецшколы и дошкольные учреждения специального назначения.

В состав комиссии входят: представитель областного отдела народного образования (председатель комиссии), представитель регионарного отдела здравоохранения, представитель отдела социального обеспечения, детский психоневролог или психиатр, отоларинголог, окулист, психолог, педагог, офтальмолог, дефек-толог дошкольного учреждения, логопед.

Медико-педагогическая комиссия в своих рекомендациях руководствуется инструкциями по приему в специальные общеобразовательные школы-интернаты (школы) и дошкольные учреждения для детей с недостатками умственного и физического развития.

Контроль за правильной организацией работы регионарной медико-педагогической комиссии возлагается на заведующих соответствующими отделами народного образования и здравоохранения.

По-иному строится на третьем этапе работа в учреждениях, находящихся в ведении системы здравоохранения (специализированные стационары, санатории), а также в лесных школах. В эти учреждения в соответствии с профилем патологии направляют детей, у которых помимо основного заболевания ослаблено здо-ровье в целом, либо детей с пограничными нервно-психическими или речевыми нарушениями. Последние учатся в массовых школах, но работоспособность у них снижена.

В этих учреждениях дети находятся временно (3-6 мес), продолжая учиться, хотя и с меньшей нагрузкой.

Контингент санаториев и школ комплектуется с учетом рекомендаций медицинских санаторных комиссий. На комиссию детей направляют врачи, осуществляющие постоянное наблюдение за их здоровьем.

Организация медико-педагогической помощи детям с физическими и психическими дефектами включает также научные и научно-практические исследования в области комплексного медицинского и педагогического изучения причин и последствий поражения центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата, методов профилактики заболеваний, их лечения и социальной компенсации. Эти вопросы разрабатываются в различных научно-исследовательских институтах.

Вопросы организации медико-педагогической помощи детям с ранними органическими поражениями нервной системы и физическими дефектами находятся в сфере внимания законодательных и исполнительных органов. С ростом благосостояния общества в целом расширяются, улучшаются и совершенствуются специализированные учреждения, а также формы и методы работы в них, увеличиваются размеры материальной помощи детям-инвалидам и их семьям.