Чрезвычайно важна лечебно-коррекционная работа в отношении детей с той или иной речевой патологией. Как правило, речевая патология сопровождается неврологическими нарушениями.

Особенно часто она отмечается при детских церебральных параличах. Следует помнить, что вся психолого-педагогическая работа с детьми, имеющими речевую патологию, должна проводиться на фоне положительного настроения больных. Необходимо, чтобы больные были максимально активны и заинтересованы в устранении речевых дефектов. Следует использовать зрительный контроль с помощью зеркала, особенно при работе над артикуляционной моторикой. Восстановительную речевую терапию надо проводить в тесном единстве с общими лечебно-восстановительными мероприятиями.

Развитие манипулятивной деятельности рук и формирование речи происходят параллельно друг другу. Это следует учитывать во время лечебно-педагогической работы с детьми. При выраженности у детей с двигательными нарушениями дизартрии в игровые занятия по развитию речи следует включать упражнения, направленные на регуляцию голосообразования и дыхания, на тренировку в произнесении губных звуков и дифференцировку часто смешиваемых звуков (свистящих и шипящих). Важно осмысление детьми сложных логико-грамматических конструкций; в связи с этим им можно предлагать воспроизводить доступный речевой материал. Необходимо воспитывать слуховое внимание, умение осмысленно воспринимать произносимый речевой материал. Важное значение имеет развитие фонематического слуха.

При выраженных двигательных нарушениях (особенно при церебральных параличах) большое значение в процессе развития речи следует придавать подавлению патологической рефлекторной активности. С целью подавления патологической активности речевой мускулатуры нужно осуществлять поэтапное (как в норме) формирование доречевой и речевой деятельности.

Необходимость соблюдать это требование становится особенно настоятельной, когда логопедическую работу проводят с детьми первых 2 лет жизни. Например, на логопедических занятиях со страдающим псевдобульбарным параличом ребенком в возрасте 1 года необходимо позаботиться о формировании функции кусания и жевания. Кроме того, надо обеспечить обособление дыхательных движений и голосовых реакций от общей мышечной активности. Вместе с тем необходимо последовательно стимулировать и развивать звуковую коммуникацию. Важно вызвать у ребенка те или иные звуки гуления и на основе врожденных подражательных реакций придать этим звукам многообразную интонационную выразительность. Стимуляция коммуникативной голосовой и речевой активности — одна из важнейших задач на всех этапах развития больного ребенка.

Важным фактором, задерживающим речевое и интеллектуальное развитие детей с врожденными и приобретенными в раннем возрасте поражениями нервной системы, сочетающимися с двигательными нарушениями, является сравнительно позднее становление выпрямляющих рефлексов. В связи с этим больной ребенок оказывается лишенным возможности удерживать голову, сидеть, стоять и ходить. Это еще более препятствует нормальному дыханию, голосообразованию, движениям речевой мускулатуры, искажает и замедляет развитие высших корковых функций (гнозис, праксис), имеющих непосредственное отношение к формированию речи. В связи со сказанным развитие речи и интеллекта ребенка следует осуществлять в тесном «единстве с занятиями лечебной физкультурой, направленными на развитие выпрямляющих рефлексов, а также опорной, хватательной и манипулятивной деятельности рук.

Педагог-дефектолог и логопед должны постоянно сопоставлять темпы моторного и речевого развития ребенка и следить, чтобы моторная нагрузка в речевой деятельности была адекватной.

Анатомическая близость корковых зон иннервации речевых мышц и мышц рук (особенно кисти и большого пальца) и важная роль ручной доминантности в формировании полушарной доминантности обусловливают необходимость развивать функциональные возможности правой руки. Это будет способствовать функциональному и анатомическому созреванию корковых отделов двигательного анализатора и речи.