Глухие и слабослышащие дети не могут обучаться в массовой школе. Абилитация детей с дефектами слуха происходит за счет использования остаточного слуха и сохранных анализаторов. Особое значение приобретает использование в процессе познавательной деятельности зрительных, тактильных и вибрационных ощущений. Глухота или снижение слуха препятствует нормальному становлению речи, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на развитии мышления. Развитие мышления замедляется. Какое-то время оно остается в пределах конкретно-образных форм.

На первоначальных этапах обучения широко используют мимико-жестикуляторную речь. На этой основе ребенок овладевает понятиями о предметах и явлениях окружающей действительности и осуществляет контакт с окружающими его людьми.

Сурдопедагог применяет методы и приемы с целью формирования у глухих детей произношения.

Постепенно у них складывается артикуляционный образ слов и фраз. В процессе специального обучения глухие дети овладевают также и умением считывать речевой материал с губ собеседника.

Овладение навыками произношения и чтения с губ — длительный и сложный процесс. Параллельно с этим у больных детей формируют дактильную (пальцевую) речь. Каждой букве соответствует определенное положение пальцев дактилирующей руки. Дактилология служит одним из вспомогательных средств в процессе обучения ребенка произношению и чтению с губ.

Дополнительный поток импульсов от дактилирующей руки способствует формированию устной речи

Это связано с тем, что дактильные кинестезии и речь составляют одну функциональную систему. Для телефонной связи глухих пользуются азбукой Морзе: длинные и короткие сигналы с помощью вибраторов воздействуют на пальцы глухого (использование вибрационного чувства).

Сурдопедагог развивает имеющийся у слабослышащих остаточный слух. Возможность восприятия речи детьми с дефектами слуха может быть значительно увеличена за счет звукоусиливающей аппаратуры.

Следует помнить о том, что формирование речи должно идти параллельно с развитием других высших корковых функций. В последние годы сурдопедагогика обогатилась теоретическими достижениями нейрофизиологии и психологии. Это позволило значительно усовершенствовать методы формирования устной речи.

При обучении глухих детей не следует ограничиваться использованием какого-либо одного анализатора. Для преодоления дефицита информации следует использовать «тотальную многостороннюю коммуникацию». Глухих детей надо начинать учить возможно раньше, так как в возрасте старше 3-4 лет глухой ребенок не в состоянии развить все свои способности.