Характер лечебно-коррекционных мероприятий при заикании зависит от его формы и возраста больного ребенка. Но во всех случаях его следует начинать сразу после появления дефекта речи.

Лечебно-коррекционные мероприятия при заикании всегда должны носить комплексный характер.

Одновременно необходимо проводить логопедические занятия, психотерапевтические воздействия, медикаментозное и физиотерапевтическое лечение. Кроме того, надо вести педагогическую работу с родителями и другими членами семьи больного ребенка. Большое значение в преодолении заикания имеют занятия логоритмикой и лечебной физкультурой.

При невротическом заикании во время логопедических занятий не следует привлекать внимание ребенка к его речевому дефекту, так как это может ускорить появление логофобии и усилить заикание. В острый период невротического заикания в течение 7-10 дней надо соблюдать режим молчания.

Логопедическую работу при заикании проводят поэтапно. Во время занятий развивается ситуативная и контекстная речь. Переход от ситуативной речи к контекстной должен происходить постепенно.

Ситуативная речь возникает в условиях наглядной ситуации. Ее содержание понятно только собеседнику, учитывающему ситуацию, жесты, движения, мимику, интонацию и т.д. Контекстная речь понятна при знании контекста и представляет собой развернутые связные высказывания вне конкретной ситуации.

У ребенка с заиканием важно воспитывать навыки самостоятельного построения фразы, умение давать полные ответы на заданные вопросы и самому задавать подобные вопросы. Эту работу проводят строго поэтапно.