Процессы обучения и воспитания, имеющие огромное значение для становления личности ребенка, как в норме, так и в патологии неразрывно связаны с процессами развития нервной системы. Под нервно-психическим развитием понимается непрерывный процесс изменения морфологических структур и функциональных систем мозга в зависимости от возраста. Развитие как процесс биологический во многом зависит от генетических факторов. Но развитие, безусловно, находится и под воздействием самых разнообразных факторов внешней среды. Условия окружающей среды — климатические, коммунально-бытовые факторы, семейные традиции, национальные обычаи, ближайшее окружение ребенка — персонал детских яслей, детского сада, школы и т. п. оказывают огромное решающее воздействие на развитие ребенка, становление его личности.

Природа человека — биосоциальная. Ребенок становится человеком только лишь в окружении людей, при непосредственном общении с ними. Специальные исследования последних лет показали, что тесный контакт грудного ребенка с матерью, воспитателями в яслях необходим ему с первых дней жизни. Иначе будет значительно страдать его эмоциональное и умственное развитие. Маленький ребенок копирует действия взрослых, усваивает навыки, пока еще неосознанно, не вникая в их суть, превращая их в автоматические шаблоны действия. И если это общение со взрослым, особенно тесный контакт с матерью, недостаточно, психоэмоциональное развитие ребенка будет страдать.

Нередко в этом и заключается причина нервно-психической задержки развития маленьких детей, длительно оторванных от семьи и вынужденных продолжительное время пребывать в условиях больницы (так называемый госпитализм).

Человеческий мозг имеет огромное количество нейронов, отличающихся друг от друга своей генетической программой развития. Реализация программ развития происходит во взаимодействии с окружающей средой. Чтобы мыслить, подвергнуть анализу действие других, ребенок должен пройти специальное обучение, должен «научиться мыслить». Речь, творческое мышление, постановка цели и реализация ее — качества человеческой психики. Ребенок рождается без речи, с нулевым запасом знаний и умений. Развитие корковых речевых центров человека является не спонтанным результатом генетической программы онтогенеза, а жизненного опыта, обучения и воспитания в широком смысле. Это касается развития и гностических центров коры головного мозга.

Процесс развития нервной системы сложен. Неравномерность созревания различных функциональных систем обусловлена их неодинаковой значимостью на разных этапах индивидуального развития. Во внутриутробном периоде созревают главным образом те функциональные системы мозга, которые обеспечивают жизненно важные функции: дыхание, кровообращение, питание и т. п. Созревание других функциональных систем как бы отставлено на послеродовой период; причем длительность этого срока самая большая во всем эволюционном ряду.

Вспомните, например, щенят, которые довольно быстро взрослеют.

Длительность периода послеродового развития у человека имеет глубокий смысл: в чрезвычайной неприспособленности новорожденного заложена основа гибкого, дифференцированного приспособления к условиям среды, основа для безграничного обучения в течение не только детства, но и всей жизни. Можно сказать, что новорожденный от рождения не способен ни к чему, кроме способности всему научиться.

Обучение и воспитание, таким образом, имеют определяющее значение для психического развития ребенка. Существует и обратная связь. Продвижение в развитии оказывает положительное влияние на обучение и воспитание. Специальными исследованиями показано, что для развития анализатора большое значение имеет непрерывный поток импульсации с рецепторных полей. Так, световая импульсация стимулирует развитие зрительного анализатора, звуковая — слухового анализатора и т. п. Если новорожденных крысят содержат в темноте, то у них задерживается развитие зрительных путей и центров головного мозга. Если содержать их в темном помещении сверх определенного периода времени, то наступает некорректируемое в последующем недоразвитие коркового зрительного центра. Этот пример показывает, насколько важны для нормального развития мозга воздействия окружающей среды.

Биологическая программа развития мозга реализуется всегда в конкретной окружающей среде, которая может способствовать его развитию, а может и мешать, приводя к поломкам или задержкам развития. В этом случае нервно-психическое развитие реализуется неправильно, искаженно.

Например, дети, лишенные от рождения или лишившиеся вскоре после рождения слуха или зрения, не имеют нормальной возможности вступать в контакт с окружающей средой, с другими людьми. В результате этого задерживается их нервно-психическое развитие. И если не принять соответствующих медико-педагогических мер, эта задержка может усугубиться. Необходим специальный комплекс корригирующих мероприятий, чтобы ребенок вырос полноценным членом общества.

Воспитание и обучение в общей педагогике основаны на системе хорошо разработанных методов и приемов. Эти методы не во всех случаях применимы в дефектологической практике. Дефектология использует специальные методы обучения и воспитания, основанные на учете особенностей развития аномальных детей. Для педагога — дефектолога, имеющего дело с аномальным ребенком, наибольшее значение имеют два уровня развития: актуальный уровень развития и зона ближайшего развития. В процессе обучения ребенок может выполнить предложенное ему задание, опираясь на уже имеющиеся знания, опыт, навыки. Это актуальный уровень развития. Если ребенок самостоятельно не справляется с каким-либо заданием, он может выполнить его с помощью педагога, который использует для этого дополнительные объяснение, показ, наводящий вопрос. Это второй уровень возможностей ребенка — зона ближайшего развития. Смысл обучения состоит в переходе зоны ближайшего развития в актуальное развитие. В этом заключена также внутренняя взаимосвязь между обучением и развитием. При обучении аномального ребенка переход зоны ближайшего развития в актуальный уровень развития значительно затрудняется. В процессе обучения ребенка педагогу-дефектологу приходится уделять гораздо больше внимания зоне ближайшего развития.

В случаях, когда созревание тех или иных структур мозга задерживается или нарушается, процесс обучения затрудняется. Так, например, снижение слуха и недоразвитие фонематического восприятия, мешающие ребенку усвоить звуковой анализ слова, на определенном этапе развития начинают затруднять процесс овладения письмом. У детей с параличом речедвигательной мускулатуры нарушается звукопроизносительная сторона речи. Это, в свою очередь, нередко приводит к недоразвитию и других компонентов речи. В результате затрудняется не только речевое, но и интеллектуальное развитие ребенка.

Задача педагога-дефектолога состоит в том, чтобы в каждом конкретном случае вместе с врачом проанализировать причины задержки развития функции нервной системы. Вскрыв причины той или иной задержки, педагог-дефектолог сможет найти адекватные способы для ее преодоления.