Неврология и дефектологияНевропатология и дефектология — тесно связанные между собой науки. Они изучают особенности личностей с многообразными физическими и нервно-психическими недостатками (глухие и слабослышащие, слепые и слабовидящие, умственно отсталые дети и т. п.). Дефектология изучает психофизические особенности развития аномальных детей, закономерности их воспитания, обучения и образования. Она всецело основывается на теоретических положениях и методах исследования общей педагогики, а так же на ряде медицинских дисциплин, поскольку она изучает детей с теми или иными отклонениями в развитии и нарушениями нервной системы. Среди них важнейшее место принадлежит невропатологии, которая изучает причины, проявления, течение болезней нервной системы, разрабатывает методы их лечения, диагностики и профилактики.

Невропатология и дефектология тесно связаны в повседневной практике. Врач-невропатолог или психоневролог устанавливает характер дефекта, степень его выраженности, влияния на развитие ребенка и той или иной функции нервной системы. Затем совместно с дефектологом они определяют прогноз дальнейшего развития ребенка с аномалией, выбирают наиболее оптимальные методы коррекции имеющихся нарушений.

Интеграция неврологии и педагогики создает предпосылки для качественно новой оценки состояния здоровья неуспевающих школьников. Так называемые «труднообучаемые» дети при тщательном неврологическом исследовании обнаруживают самую разнообразную патологию нервной системы. По существу, формируется новая дисциплина — педагогическая неврология. Ее цели и задачи состоят в углубленном изучении причин небольших отклонений, или состояний «на грани нормы», которые обусловливают школьную неуспеваемость. Недоразвитие отдельных структур головного мозга, их функциональная незрелость, приводят к искажению развития речи, письма, чтения. Каждый случай задержки развития этих функций должен быть тщательно проанализирован невропатологом.

Обследование с помощью современных методов исследования обнаруживает даже незначительные морфологические изменения в головном мозге и функционально-динамические нарушения.